Компетенция – способность осуществлять
какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического
единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять
знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Компетенция
педагогическая – единство
теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей
профессиональной деятельности.
Критерий
– признак, на основании которого
производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения,
оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в
педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет
педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых
психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Личность – человек
как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Формируется во взаимодействии
с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений,
культурой. Человек не рождается личностью, а
становится ею в процессе
социализации.
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) –
совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или
теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной
задачи.
Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает
и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они
осуществляются.
Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и
физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление,
организацию, поддержку.
Навык – сформированное, автоматически осуществляемое
движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для
его выполнения.
Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений
сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Неуспеваемость
– ситуация, в которой поведение и
результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям
школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения,
счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и т.д.
Систематическая неуспеваемость ведёт к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс
негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
Образование – как социальное явление, это относительно
самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и
воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями
(прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками,
нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и
политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического
развития.
Обученность – результат обучения (организованного или стихийного),
включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и
сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
Обучаемость - индивидуальные
показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в
процессе обучения.
Одарённость
– 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее
успешное выполнение деятельности; 2) общие
способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей
человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная
характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных
данных, характеристика степени выраженности
и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся
достижений в деятельности.
Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а
также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний,
умений, навыков, установленных программой, об уровне прилежания и состоянии
дисциплины.
Отношение – под ним понимается к объекту и предмету
деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение
работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и
карьере.
Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание
в пед. процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития
личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого
самовыражения. Основная проблема пед. деятельности – совмещение требований и
целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное
осуществление пед. деятельности
обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им
пед. технологией, пед. техникой. Три модели пед. деятельности:
- педагогика принуждения (авторитарная
педагогика);
- педагогика полной свободы;
- педагогика сотрудничества.
Педагогическая
диагностика – определение характера и
объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений
в поведении. Пед. диагностика проводится на основе данных об освоении учениками
школьных программ; наблюдений за их обучением, деятельностью; изучения её
результатов.
Педагогическая
ситуация – 1) совокупность условий и
обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед.
процессе. Цель создания: формирование
и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой
деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой,
классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов,
сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на
перестройку сложившихся взаимоотношений.
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и
воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее
намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Педагогическое воздействие – это влияние педагога на сознание, волю, эмоции
воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у
них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Педагогическое
общение – профессиональное общение
преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и
воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на
создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода
психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и
учащимися.
Планирование
– итог конструирования
образовательного процесса,
материализация проекта пед. деятельности в виде плана, плана-конспекта
или конспекта в зависимости от опытности педагога.
Планирование
выступает как принятие решения на
основе соотношения результатов пед. анализа изучаемого явления с
запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на
перспективу или направлены на решение
текущих оперативных задач.
Познавательная
сфера личности – пути и способы
познания человеком окружающего мира, при помощи таких познавательных процессов
как:
- ощущение;
- восприятие;
- внимание;
- воображение;
- память;
- мышление;
- речь.
Положительные
качества личности – характеристики
умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность
её деятельности и определяющие её индивидуальный стиль.
Построение – последовательное осуществление разработанного плана
учебно-воспитательного процесса.
Проект – это краткий и конкретный произвольно составленный
документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления
процессом. Это предварительный текст какого-либо документа, план, замысел.
Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием
программы управления познавательной деятельностью учащихся. Это составление
проекта, предположение сделать что-либо.
Профессиограмма
– характеристика профессий с требованиями, которые предъявляются к личности
работающего.
Профессиограмма учителя- документ, в котором дана полная квалификационная
характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям,
умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим
возможностям и уровню подготовки.
Психика –
форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в
процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и
осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Психологическая диагностика – исследование человека в целях определения специфики его
психики, его способностей, индивидуальных черт, мотивов, отклонений от норм.
Психологическая диагностика проходит в два этапа:
1.
сбор
диагностической информации;
2.
постановка
диагноза и формулировка рекомендаций.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие – качественное изменение объекта; его главные признаки:
дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом, появление новых сторон, новых элементов в
самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.
Развитие
личности – процесс закономерного
изменения личности в результате её социализации. Обладая природными
анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе
социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая
достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и
функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся качества.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на
самом себе.
Решение
пед. задачи – это осмысление
сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых
действий.
Рост – количественное изменение объекта; главная
характеристика роста – это процесс количественных изменений без изменений
внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов.
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека,
направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных
и преодоление отрицательных личностных качеств.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и
недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Социализация – процесс и результат усвоения ребенком социального
опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и
воспитанным человеком.
Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит
приобретение ими знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения
различных видов деятельности.
Средства – материальные объекты и предметы духовной культуры,
предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие
функции развития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также
разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра,
учение, общение, познание.
Умение – подготовленность
к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно,
сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется
путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в
привычных, но и в изменившихся условиях.
Умение педагогическое – совокупность практических действий на основе осмысления цели,
принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми;
различают три группы умений:
1. связанные с постановкой задач и организацией ситуации;
2. с применением приемов воздействия и взаимодействия;
3. с использованием пед. самоанализа.
Умственная
одарённость – общая способность
человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить
его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое
отличает умственную одарённость от памяти;
признак приспособления – от гениальности
(сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве); признак всеобщности
отличает умственную одарённость от
таланта (который у человека проявляется, как правило, в каком-либо
определённом виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.
Уровень –
степень, характеризующая качество, высоту, величину развития чего-либо.
Урок – динамичная и вариативная основная форма организации
учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель
занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твёрдому
расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения
поставленных задач образования, развития и воспитания.
Учебная
деятельность – процесс приобретения
человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по
решению учебных задач.
Формы – (в пед.) – способ существования учебно-воспитательного
процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма
связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его
осуществления. Формы организации воспитательного процесса складываются в
зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического
воспитания, физического и т.д.); количества участников (групповые, массовые,
индивидуальные).
Целеполагание –
сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности;
потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в
зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в
цели совместной деятельности с воспитанниками.
|