Типология
уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока
определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной
деятельности.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого
способа.
- Урок контроля и оценки.
Типология
уроков в дидактической системе деятельностного метода
«Школа
2000…»
Уроки деятельностной направленности по
целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки
«открытия» нового знания;
- уроки
рефлексии;
- уроки
общеметодологической направленности;
- уроки
развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения
в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,
построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий,
алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и
алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения
содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и
алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм
деятельности по контролю предполагает:
- предъявление
контролируемого варианта;
- наличие
понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление
проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку
результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля
предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей
структурой:
- написание
учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление
с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка
учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными
критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с
ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо
обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении
технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный
метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических
принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между
учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно
понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от
того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока
задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать
свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и
т.п.)
- Используются
разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке
задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.
- Учитель
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
- Учитель
специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель
принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон
отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке
осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через
отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода
имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С
этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной
деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со
стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней,
предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я -
идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований
учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном этапе организуется подготовка и
мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного
действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения
нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учитель организует выявление
учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и
зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло
затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и
зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания,
умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач
такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда
является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают
способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и
т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего
диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и
выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и
знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации
(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового
типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В
завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного
проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в
организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей
его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала,
имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов
действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных
действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем
новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание,
изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты,
фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
|