Приемы учебной деятельности
Анализ
ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение
содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне
некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного
цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления,
запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов
деятельности).
Учебная задача
Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной
деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного
задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и
умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться»,
т.е. достигают поставленной цели.
Учебные
задания выполняются при решении конкретных предметных задач и, таким образом, представляют собой
синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).
Приемы деятельности учащихся
Приемом деятельности называется
наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в
определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий
по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
Состав приема - схема
действий или операций, которая может быть представлена в виде правила,
инструкции, предписания.
Правильный прием допускает обобщение,
специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую
задачу.
Умение и навык
Сознательное
владение каким-либо приемом деятельности называется умением
|
Умение,
доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык
|
При наличии
умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль
за
выполнением действий
|
На уровне
навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при
необходимости может это свободно сделать)
|
Прием и способ
Прием в виде образца, алгоритма, правила должен
входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем.
|
Способ учебной
деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно -
потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на
личный опыт ученика и его собственный потенциал.
|
Усваиваемые в процессе учения общие
приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные
способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение
знаний и развитие ученика.
|
Общеучебные приемы
1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
• приемы слушания
•
наблюдения
•
рассматривания
•
измерения
•
переписывания
•
зарисовывания
•
планирования
работы с учебником
и
другими средствами информации
•
пересказа информации
•
самоконтроля
•
организации
учебного общения
•
организации
домашней работы и т.п.
Их можно также назвать приемами управления учебной
деятельностью.
2. Приемы
познавательной (внутренней) деятельности –
·
приемы внимания
·
запоминания
·
оперирования образами
·
представлениями
·
понятиями
·
суждениями
·
умозаключениями
·
мыслительными операциями и действиями
·
приемами словесного описания, объяснения,
формулировки вопросов или проблем
·
приемы рефлексии и др.
|