Агрессивность
– целенаправленное деструктивное
поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние
напряжённости, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как
средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки,
удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности,
как форма самореализации и самоутверждения.
Анализ – умственное или реальное расчленение предмета на
составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством
синтеза объединить в единое целое, обогащённое новыми знаниями.
Внеклассная
воспитательная работа – организация
педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время,
обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.
Внеучебная
деятельность – организация педагогом
разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих
необходимые условия для социализации личности ребёнка.
Воспитание – процесс и результат взаимодействия воспитателя
с воспитанником с целью его личностного
развития и усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к
самореализации в том обществе, в котором он живёт.
Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в
согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся
степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между
тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить
к кризису личности. Воспитанность –
это сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости –
потенциального уровня развития личности, зоны её ближайшего развития.
Воспитуемость – подготовленность человека к
сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных
или поведенческих умений и навыков.
Воспитательное
мероприятие – это совокупность
различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными
и духовными условиями, подчинённых единой комплексной воспитательной цели,
взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование.
Группа – совокупность
людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности.
Дезадаптация
– психическое состояние, возникающее в
результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического
статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от
природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную
дезадаптацию детей и подростков.
Деятельность – специфический вид человеческой активности,
направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности
на самого себя.
Диагностика –
(от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис»
- знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте
или процессе.
Дидактика – с греческого обозначает изучающий. Дидактика
исследует процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и
планомерно.
Затруднения – перерыв
в деятельности, наступающий в связи с какой-либо психологической преградой или
помехой. Могут возникать как по объективным причинам, так и по субъективным.
Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности.
Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не
принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления
деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом
в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих
ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность
– неповторимость, уникальность
свойств человека.
Инновационные технологии – (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в
образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие
характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в
целом. Инновационные педагогические технологии классифицируются по видам
деятельности: педагогические,
обеспечивающие пед. процесс; управленческие;
по характеру вносимых изменений – радикальные
(основанные на принципиально новых идеях и подходах); комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и
дополняющие существующие образцы и формы).
Коллектив – это
группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью
социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил
поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности,
единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего
более высокого уровня развития, чем простая группа.
Компетенция
– (в общем смысле) – личные
возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие
принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому
вопрос благодаря наличию у него определённых знаний, навыков.